Вопрос
Что такое SKU?
Ответ
Если вы рассматривали ценник крупных сетей, то вероятно, видели много цифр на нем. Один из наборов цифр - это как раз номер SKU. Расшифровка аббревиатуры “единица хранения запасов”.
Номера SKU уникальны для каждого магазина и позволяют магазину отслеживать каждый товар в инвентаре. SKU может быть любого размера, но чаще в нем 8 цифр.
Мы попросили ответить на вопрос “что такое СКЮ в продажах” Рамиля Ахмедова, Royal Forest.
Что такое СКЮ в торговле?
Рамиль Ахмедов, Royal Forest:
Аббревиатура SKU расшифровывается как ‘’Stock Keeping Unit’’, что обозначает «складская единица учета» или «складская единица, находящаяся на хранении». В России и странах СНГ не появилось другого наименования для данной аббревиатуры, поэтому у нас говорят также: менее популярный вариант «СКУ» и более ходовой – «СКЮ».
Вообще же за СКЮ принято считать идентификатор товарной продукции. Если говорить совсем просто, то сейчас СКЮ сродни артикулу или штрих-коду для людей из сферы торговли. SKU необходим для учета продукции и присвоения каждой товарной единице или услуге смысла и логики при учете.
Огромную важность учет СКЮ играет для оффлайн ритейла, где полка с товарами имеет физические границы. В этом случае стоимость каждого СКЮ для поставщика резко возрастает.
Некоторые крупные игроки даже официально прописывают стоимость попадания учетной единицы в ассортиментную таблицу компании (так называемый "ретро-бонус").
Онлайн ритейл же позволяет компании иметь практически бесконечную «полку» предложений товаров на страницах своего интернет-магазина.
На мой взгляд, будущее в этом плане за компаниями, которые будут иметь большую полку на страницах интернет-магазина, а наиболее продаваемые идентификаторы товарной продукции ( sku ) представлять уже на полках оффлайн-магазинов. По этому пути уже пошел Amazon, поэтому реакции от его российских аналогов (Wildberries, Ozon) ждать долго не придется. Это позволит потребителям четко знать, что именно в этом оффлайн магазине собраны лучшие товары по разным категориям, которые прошли проверку временем. Это легко также может устроить и Утконос, а также и другие оффлайн ритейлеры, только порядок действий немного другой.
Эффективность от размещения СКЮ на полке магазина высчитывается категорийным менеджером или мерчендайзером. Для этого специалист проводит ABC, XYZ-анализы. По результатам данного анализа проходит размещение товаров на полках магазина. В наше время результаты, а также статистику по каждой группе товаров категорийные менеджеры получают при помощи специальных программ.
В вопросе СКЮ и их учета, понимания определения, нет ничего сложного. Под СКЮ стоит воспринимать либо определенный товар с уникальным кодом, либо какую-то услугу (это может быть консультация или доставка).Услуга, как учтённая товарная единица (скю), нужна для формирования отчета и прослеживания статистика по оказанным услугам, потому, сколько прибыли они принесли компании.
Во времена четкого планирования производства и довольно точного расчета ожиданий от продаж, грамотное управление остатками по номенклатурным позициям (СКЮ) может колоссально сказаться на успехе предприятия.
Причем сказаться в обе стороны: либо экономить компании огромную кучу денег при грамотном планировании ассортимента и учета, либо же «морозить» на складах миллионы неэффективных товарных позиций. Дублирование одних и тех же позиций, неправильный учет в системе, приводит к оверстоку (излишкам номенклатуры на складе), при этом закупщик не будет даже знать об этом.Или же другой пример. Если у Вас есть «товар А», «товар Б» и «товар В», и Вам необходимо сделать один комплект «А, Б, В», то при неправильном учете и коммуникации по данным номенклатурам может сложиться так, что Вы не будете просто производить комплектацию, а запустите цикл производства заново.
Такое случалось со многими компаниями. В результате, на складе готовой продукции могут скапливаться гигантские материальные ресурсы. Поэтому при построении системы планирования необходимо учитывать все возможные нюансы управления номенклатурными остатками (SKU).
Особенности идентификатора в ритейле
Генерирование номеров возможно любым способом, однако желательно, чтобы в SKU количество цифр было не больше восьми. Ведь персонал должен ориентироваться в SKU в товароучетной программе, а для этого - легко читать и запоминать номера.
Выбирая цифры для SKU, можно делать это произвольным образом. Однако лучше наполнить номер каким-то смыслом.
Например, если у вас есть 8-значный SKU, первые две цифры могут относиться к категории, вторые две цифры могут относиться к подкатегории, а последние цифры - уникальный идентификатор конкретного товара.
Хотя если у вас небольшое количество SKU, достаточно указать одну категорию и объединить ее с последовательным набором номеров для ссылки на товар.
Пример генерации кода SKU видно из таблицы
Категория |
Подкатегория |
Товар |
Код SKU |
Платье (код 19) |
Для женщин (Ж) |
Синее платье “Афина” |
Ж1900011 |
Рубашка (код 12) |
Для мужчин (М) |
Белая мужская рубашка с кодом производителя 5523 |
М1205523 |
Вот краткий список характеристик товара, который вы можете зашифровать в SKU товара:
-
поставщик;
-
склад хранения;
-
отдел;
-
тип товара;
-
размер;
-
цвет.
SKU для ритейла
Качественно сгенерированные номера важны для магазина, так как каждый номер указывается во внутренней товароучетной системе (надеемся, ваш бизнес уже дорос до реальной товароучетной программы, а не завис на стадии Excel-таблиц).
Использование SKU в товароучетной системе позволит вам легко анализировать потери, проще проводить инвентаризацию (ведь партиям с разным сроком годности можно присвоить свой SKU), а также отслеживать точное местоположение каждого товара, чтобы легко найти товар на складе.
Таким образом, SKU в торговле превращает физический товар в данные, которые компьютер может легко отслеживать.
5 правил формирования SKU товара
-
Можно использовать старые SKU товаров, вышедшие из ассортимента два-три года назад. Шанс, что вы получите обратно товар, купленный два года назад, минимальны. Поэтому если удобно, повторное употребление SKU разрешено.
-
Первые две-три цифры обычно означают высшую категорию. Удобно, если использовать первой не цифру, а букву - так при работе с таблицами вы сразу можете увидеть, что это столбец SKU. Не используйте буквы, которые похожи на цифры. Например, 0 или латинская I. Если вашим продавцам придется вводить SKU вручную, то идентифицировать товар будет сложно.
-
Не начинайте SKU с числа 0, так как при переводе таблицы в Excel программа может сократить начало SKU, удалив нули. То есть, когда вы пишете “01234567”, программа читает это число “1234567”.
-
Не копируйте номера товара от производителя как собственные SKU. Если товара много, это может запутать товароведа. Ведь SKU должны быть уникальными для каждого бизнеса и иметь собственную формулу.
-
Не используйте больше 8-10 знаков в SKU, даже если вы хотите зашифровать в номере много информации. Откажитесь от какой-то детали для более удобного запоминания. Выберите две-три характеристики, которые имеют наибольшее значение для вас. Если же вам действительно нужно вписать больше чем три аспекта детали внутри, делайте индивидуальные коды как можно короче. Например, как в таблице выше, обозначайте мужскую одежду буквой М, женскую - Ж, детскую - Д. Если вы работаете с пятью производителями, назначьте им номера от 1 до 5, а не сокращайте их имя до двух букв.

Полноценная автоматизация магазина, онлайн-касса 54-ФЗ
- Полноценный складской учет и инвентаризация
- Удобный и понятный интерфейс для кассира
- Поддержка 100 моделей ККТ, эквайринга, весов
- ЕГАИС, Меркурий, Маркировка
- Гибкая настройка скидок, своя система лояльности
- Прогнозирование продаж, оптимизация остатков
- Отслеживание выручки и прибыли в реальном времени
- Контроль работы ККТ через мобильное приложение
